Главная / Рейтинг поставщика
Зачем нужен рейтинг поставщика? В первую очередь, реестр эффективно ускоряет процесс закупок.
Предположим, что отправляются запросы на закупку 35 различным поставщикам, но ответы приходят только от 25 из них. Половина этих 25 поставщиков оказываются неподходящими по разным причинам. В итоге - результат не соответствует нашим ожиданиям, так как нам крайне важно получить отклики от всех выбранных поставщиков, и чтобы эти ответы соответствовали запросам (ответы от поставщиков, предлагающих неактуальные варианты - бессмысленны).
Именно здесь на помощь приходит рейтинг поставщика. Такой рейтинг позволяет системно сравнивать поставщиков по различным параметрам. К примеру, критическими факторами могут стать скорость ответа и конкурентоспособность предлагаемых цен. Также учитывается успешность участия поставщика в предыдущих закупках, что дополнительно повышает его рейтинг.
Такой подход позволяет сразу отсеивать неподходящих и некачественных поставщиков, сокращая время, затрачиваемое на анализ предложений.
ПРОБЛЕМАТИКА
Среди основных проблем, которые появляются (если нет рейтинга поставщика):
Методика оценки поставщика в нашей SRM системе
Математическая модель
Формирование рейтинга требует наличия математической модели, способной взвешивать указанные характеристики. Эти веса определяют степень влияния каждого параметра на общую оценку в рейтинге поставщика.
Именно на основе этих весов и количественных показателей формируется рейтинг. Математическая модель позволяет не только объективно оценивать эффективность каждого участника, но и делает возможным принятие обоснованных решений при выборе поставщиков для конкретных закупок.
Критерии
Оценка действующего поставщика проводится по основным критериям: качество, логистика и цена.
Оценка критерия "Качество" осуществляется на основе оценки качества поставляемых поставщиком товарно-материальных ценностей, включая работы, услуги и коммуникацию. Эта оценка учитывает процесс от отправки запроса поставщику, до момента когда мы получаем конечные товарно-материальные ценности.
Критерий | Описание | |
Несоответствие продукции | Процент несоответствующей продукции от всей продукции доставленной поставщиком за определенный период. | |
Количество рекламаций | Общее количество актов рекламации по продукции поставщика за определенный период. | |
Своевременность реагирования | Своевременность реагирования - в течении срока, с незначительными задержками, несвоевременно. |
Критерий "Логистика" направлен на оценку всех аспектов логистики товарно-материальных ценностей, работ и услуг, касательно доставки товарно-материальных ценностей. Этот критерий оценивается на основе данных о задержках в поставках и логистических инцидентах.
Критерий | Описание | |
Задержка поставок | Процент срока поставок от общего количества поставок за определенный период. | |
Количество логистических инцидентов |
|
Критерий "Цена" проводит анализ всех прямых расходов, связанных с приобретением товарно-материальных ценностей, выполнением работ и предоставлением услуг. В рамках данного критерия также оцениваются условия оплаты предоставляемых товаров.
Критерий | Описание | |
Цена | Цена договора в сравнении с ценой последней закупки аналогичной номенклатуры (ниже, выше или на уровне). | |
Условия оплаты | Условия договора предусматривают:
|
Оценка ведется по 5 бальной шкале на основе всех 4-х критериев. Критерии настраиваются.
Ранжирование поставщиков
Оценка ведется по 5 бальной шкале.
В зависимости от количества набранных баллов поставщику присваивается ранг:
По умолчанию все поставщики имеют начальные 3 балла и рейтинг “С”.
Оценка начинается с рассылки запросов поставщикам. Если из 50 отправленных запросов, в ответ пришло 30 предложений, эти 30 поставщиков уже получают 1 дополнительный балл и рейтинг “В”. Соответственно, если поставщик не ответил на запрос, то 1 балл снимается и рейтинг становится “D”.
Далее рассматриваются предложения 30 поставщиков.
Если цена или сроки не подходят, баллы и рейтинг остаются начальные. Если поставщик сохраняет рейтинг “С” в течение трех последовательных оценок, то рекомендуется ограничить партнерство или сменить поставщика.
Если цена и сроки подходят и коммуникация с поставщиком оперативная, то добавляется балл и рейтинг становится “В”. При победе в тендере рейтинг поднимается до“А”.
Результаты
Внедрение такой системы оценки поставщиков с рейтингом может привести к следующим результатам:
До и после
ДО | ПОСЛЕ | |
Неструктурированный выбор поставщиков, отсутствие четких критериев оценки. | Критерии оценки обеспечивают структурированный и объективный выбор поставщиков. | |
Отсутствие систематического контроля за качеством поставок. | Регулярная оценка качества товаров и услуг поставщиков обеспечивает более высокий контроль. | |
Отсутствие анализа прямых расходов и условий оплаты. | Анализ прямых расходов и условий оплаты помогает оптимизировать финансовые затраты. | |
Отсутствие стимулов для поставщиков. | Стимулы для улучшения своей производительности и предоставления высококачественных услуг. |
Резюме
Такой систематический подход к оценке поставщика позволяет оптимизировать взаимодействие с ним и получать максимальную выгоду от закупочных процессов.