Бюджетирование ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

SRM-система управления закупкамИ

на базе Битрикс24

Главная / Бюджетирование закупочной деятельности

Управление закупками и обоснование расходов представляют собой важный аспект в управлении любой компанией. Например, в отделе информационных технологий постоянно требуется согласование закупок расходных материалов, лицензий, аппаратного обеспечения и многих других затрат. Если нет системы бюджетирования, то управление финансами и ресурсами остается хаотичным и неэффективным.

Своевременное планирование бюджета позволяет специалистам сосредоточиться на своей основной работе, не отвлекаясь на ежедневные процедуры согласования и запросов финансирования.

В свою очередь, руководство может прозрачно видеть, какие инвестиции осуществляются и куда направляются средства компании.

Почему важно бюджетировать закупки?

Если мы не бюджетируем наши закупки, то у нас:

НЕТ
СООТВЕТСТВЕННО
Нет планирования расходов
Шаткая финансовая устойчивость и неспособность выполнять свои обязательства перед поставщиками и другими сторонами
Нет сравнения факта с планомНевозможность выявлять отклонения и принимать корректирующие меры в случае необходимости
Нет оптимизации расходовСуществуют лишние затраты и издержки из-за невыгодных поставщиков или неоптимальных условий сотрудничества

Бюджетирование закупок имеет важное значение, поскольку позволяет организации эффективно контролировать свои расходы и соблюдать финансовую дисциплину. Это в свою очередь помогает снизить риски излишних затрат и финансовых нестабильностей в будущем. Кроме того, бюджетирование помогает планировать закупки с учетом стратегических целей, оптимизировать использование ресурсов и обеспечивать оптимальное функционирование организации.

Проблематика

Среди основных проблем, которые появляются на этапе бюджетирования:

недостаточные или неполные данные о прошлых расходах, текущих потребностях и рыночных условиях могут затруднить точное планирование бюджета;

недостаточное выделение бюджета может ограничить возможности для закупок и привести к невыполнению проектов;

неравномерное распределение бюджета между разными проектами может вызвать конфликты и привести к не оптимальному использованию ресурсов;

неспособность вовремя осуществить закупки, из-за отсутствия средств, может привести к задержкам в проектах.

неэффективное управление закупками может привести к излишним расходам;

Напишите нам, закажите консультацию

СВЯЗАТЬСЯ

Как это работает в нашей SRM системе?

Бюджет закупок содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность закупа. Подробнее читайте в разделе “Заявки на закупки”

Если в закупе участвует несколько подразделений, то можно разделить его на несколько бюджетов, что ускорит подготовку и согласование бюджета закупок, т.к. составляющие этого бюджета можно будет подготавливать и согласовывать параллельно.

управление закупками. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА

Процесс планирования бюджета можно разделить на 3 стадии:

потребности компании

определение текущих и будущих потребностей компании в закупках, включая: обзор запасов, оценку текущих контрактов и их сроков, а также анализ требований различных департаментов;

определение средств

учитывая доступные лимиты бюджета, определение средств, которые могут быть выделены для выполнения планов по закупкам, включая: расчеты на основе цен на товары и услуги, объемы закупок и сроки;

согласование

проведение согласования бюджета с соответствующими стейкхолдерами и департаментами и его финальное утверждение.

Смарт-процесс “Бюджеты”

Управление закупками. Смарт-процесс “Бюджеты”

Смарт-процесс “Бюджеты”

Для того, чтобы создать новый бюджет на определенный период, необходимо запустить смарт-процесс “Бюджеты”. При создании нового Бюджета необходимо указать такие параметры как: период, лимит, принадлежность к подразделению, ответственного и список голосующих. Бюджеты могут создавать ответственные руководители подразделений. Когда бюджет создан, можно собирать потребности - заявки на закупки. 

Управление закупками. Экран Бюджета

Экран Бюджета

Определение потребностей (Заявка на закупку в бюджет)

Представим что сотруднику цеха требуются металлические трубы на следующий год. Для того, чтобы заказать такую позицию, ее нужно предварительно согласовать.

Управление закупками. Смарт-процесс “Заявка на Закупку”

Смарт-процесс “Заявка на Закупку”

Представим, что сотруднику цеха требуются металлические трубы на следующий год. Для того чтобы заказать такую позицию, ее нужно предварительно согласовать.

Он переходит в смарт-процесс “Заявки на закупку”. Там он видит свои предыдущие заявки, которые он лично добавлял. Он нажимает - “создать новую заявку”. В табе “Спецификация” он выбирает общие параметры: в какой бюджет идет заявка, период и подразделение. Ему могут быть доступны только те бюджеты, в которые он может подавать заявки, на основе прав.

Далее открывается таблица “Спецификация”, куда можно добавлять необходимые позиции. Если он хочет заказать несколько позиций, он вписывает каждую в таблицу с указанием наименования, количества, описания, статьи расходов, типа бюджета, цены и валюты. 

Управление закупками. Экран - Добавление заявки в бюджет

Экран  - Добавление заявки в бюджет

Набирая текст в поле «Наименование», выпадает список из возможных постоянных расходов. Если нажать на какой либо из пунктов списка, подставляются данные из сохраненного товара. Постоянно использующиеся товары хранятся в номенклатуре.

Стоимость считается автоматически, исходя из цены и количества позиций. Таблицу с заявками можно сохранить как черновик, также можно очистить все строки, добавить новую пустую строку и удалить конкретную строку. Внизу автоматически добавляется строка «Итого» с суммой.

Как только таблица потребностей готова, позиции можно отправлять на согласование. Список участников согласования формируется по матрице ответственности. В этом процессе должен участвовать руководитель отдела закупок, коммерческий директор, финансовый директор и иные, уполномоченные лица.  

Управление закупками. Экран - Добавление заявки в бюджет

Экран  - Добавление заявки в бюджет

Подробнее об этом читайте в разделе Согласование Бюджета

Номенклатура

Номенклатура помогает устанавливать стратегии закупок, оптимизировать затраты и обеспечивать постоянный доступ к необходимым товарам. Ее использование способствует более системному контролю управления ресурсами и обеспечению бесперебойной деятельности предприятия.

Как было сказано ранее, постоянно использующиеся товары можно найти в номенклатуре. Тут указаны наименования и описание каждой позиции.

При заполнении заявки на закупки, инициатор может заказать только доступные для данного подразделения позиции. 

Добавление в заказ

Когда позиции бюджета согласованы, руководитель отдела закупок может забрать их на исполнение. На экране просмотра заявок бюджета появится кнопка “Сформировать заказ из выбранных позиций. Для того чтобы добавить в заказ, руководитель, чек-боксами, выбирает позиции и нажимает кнопку.

Управление закупками. Экран - Добавление в Заказ

Экран - Добавление в Заказ

Когда заказ создан, ему автоматически присваивается номер и далее - руководитель отправляет заказы ответственным. Подробнее читайте в разделе “Заявки на закупки”

В итоге - мы знаем какой товар, в каком статусе и в каком заказе находится. 

Результаты

Бюджетирование закупочной деятельности приводит к положительным результатам и выгодам для организации. Наше решение помогает:

улучшить финансовое управление, снизить расходы, соблюдая установленные бюджетные ограничения;

увеличить прозрачность расходов компании и учета финансовых операций;

принимать обоснованные решения о приоритетах в закупках;

эффективно использовать ресурсы, сокращая время на согласование и принятие решений;

точно прогнозировать будущие расходы, способствуя более четкому планированию закупок;

улучшить качество данных и отчетность для руководства.

Напишите нам, закажите консультацию

СВЯЗАТЬСЯ

До и после

ДОПОСЛЕ
Нет системного контроля, расходы на закупки превышают бюджетные лимиты.
Финансовое управление стало более систематизированным, и расходы на закупки укладываются в рамки установленных бюджетных лимитов.
Отсутствие четкой стратегии бюджетирования, неэффективное распределение средств между различными категориями закупок.Есть стратегическое распределение средств между различными категориями закупок, что позволяет более эффективно управлять ресурсами компании.
Нет ясной видимости, на что тратятся средства компании. Невозможно точно проследить - какие расходы связаны с какими проектами или департаментами.Улучшена отчетность, позволяющая более точно отслеживать расходы в разрезе проектов и департаментов.
Процесс закупок не структурирован, что замедляет принятие решений и повышает риски задержек.Процесс закупок организован, что позволяет снижать временные задержки и увеличивает скорость принятия решений.

Резюме

Внедрение системы бюджетирования закупок приводит к улучшению финансового управления, прозрачности и эффективности в расходовании средств, что, в свою очередь, способствует достижению стратегических целей компании.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С SRM-РЕШЕНИЕМ ВЫ МОЖЕТЕ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ